Close

Морское агентирование

буксир черно-белыйОбщие положения

Заход морского судна в порт в обычных эксплуатационных условиях связан с необходимостью выполнения определенных операций, являющихся целью захода (погрузки-выгрузки грузов, бункеровки). Наряду с этим при заходе судна в порт возникает надобность в некоторых вспомогательных операциях, услугах, а также в выполнении всевозможных формальностей, производстве расчетов и платежей. Некоторые из этих операций требуют известной заблаговременной подготовки еще до прихода судна. Другие, наоборот, завершаются уже после ухода судна из порта. Выполнять все связанные с заходом судна в порт операции без соответствующей помощи было бы капитану судна крайне трудно, особенно в мало знакомых портах. Для обеспечения морскому судну при заходе в порты наилучшего выполнения вышеуказанных операций и формальностей судовладельцы пользуются услугами морских агентов.

Морской агент — доверенное лицо судовладельца, действует в соответствии с поручением судовладельца, в его интересах и от его имени. Эти положения предопределяют взаимоотношения капитана судна с морским агентом. Так как капитан признается представителем судовладельца, а агент лишь его доверенным лицом, то в случае разногласий между ними преобладает решение капитана. Однако капитан должен считаться с мнением агента потому, что агент лучше знает обычаи порта, местные правила, имеет богатую практику в решении коммерческих вопросов и т. п.

Через морского агента судовладелец вступает в официальные отношения с грузовладельцами, стивидорными компаниями и портовыми организациями, имеющими отношение к обслуживанию судов в порту. Морской агент обязан выполнять инструкции и поручения судовладельца. За агентирование судов морской агент получает от судовладельца вознаграждение в соответствии со ставками, разработанными Министерством Транспорта Украины.

Обязанности агента

В основные обязанности агента обычно входит:

  • выполнение всех формальностей и требований, связанных с заходом судна в порт и выходом из него, такими как таможенные и санитарные осмотры, уплата установленных сборов, получение различных документов и прочее
  • своевременное обеспечение судна буксирами, лоцманами
  • содействие в организации и производстве грузовых операций
  • организация снабжения судна топливом, продовольствием, водой, материалами
  • регулярное информирование судовладельца о приходе судна, о ходе грузовых и вспомогательных операций и о других существенно важных обстоятельствах, связанных со стоянкой судна в порту, об отправлении судна и количестве груза на его борту
  • оплата за счет судовладельца всех сборов и расходов по судну
  • регулярное информирование грузовладельца и капитана о действующих в данном порту или портах обычаях, правилах, обязательных постановлениях и других информационных данных
  • подготовка и оформление документов
  • участие в расследовании в связи с авариями, а также в составлении всякого рода актов (связанных с авариями, экспертизой, осмотром)
  • выполнение отдельных поручений капитана, судовладельца

Обычно, агентские фирмы не осуществляют собственными силами всех этих видов обслуживания судов. Но поскольку указанные обязанности возложены на агентов, они от своего имени заключают договоры со стивидорными компаниями, буксирными, бункерными и другими фирмами. Качество агентского обслуживания в значительной мере зависит от правильных действий капитана. Прежде всего, это обеспечение ряда условий, облегчающих выполнение агентом возложенных на него функций.

Капитан должен извещать агента заблаговременно о:

  • предполагаемом времени прихода судна
  • необходимом снабжении судна топливом, продуктами, материалами.

Неполучение агентом своевременного извещения о приходе судна и заблаговременных заявок на требующееся снабжение может вызвать претензии различных служб порта и увеличит строк выполнения заявок агентом.

В своей деятельности агент руководствуется Кодексом Торгового Море плавания Украины.

Что такое дисбурсментский счёт?

Дисбурсментский счёт (disbursment’s account). По поручению судовладельца агент, обслуживающий судно, обязан оплачивать за счет судна официально установленные сборы по данному порту, а также услуги и работы, произведенные по заказу капитана. На основании счетов, выставленных за выполненные услуги, судовым агентом составляется сводный счёт, который принято называть дисбурсментским счётом. Этот счёт предъявляется агентом для оплаты судовладельцу. Дисбурсментский счет должен быть добросовестно составлен и обоснован подтверждающей документацией для каждого сбора, для каждой услуги.

Как считается дисбурсмент по бердянскому порту

При расчёте стоимости захода судна в порт Бердянск с целью погрузки/выгрузки учитывается четыре основных статьи расхода:

  1. Сборы за проход судном Керченского канала.
  2. Портовые сборы в порту Бердянск.
  3. Агентское вознаграждение, расходы по транспорту, почтовые и др.
  4. Выполнение заявок капитана.

Большинство тарифов всевозможных скидок и льгот строго регламентированы Постановлением Кабинета Министров Украины № 1544 от 12 октября 2000 г. (с более поздними изменениями и дополнениями) и Приказом Министерства Транспорта Украины № 214 от 27.06.96. Применение ставок, тарифов и скидок, отличающихся от утверждённых, запрещено.

Начисление портовых сборов осуществляется с условного объём а судна, который исчисляется в кубических метрах и равен произведению трёх величин (длина судна, ширина судна и высота борта судна), указанных в мерительном свидетельстве (главные размерения) или документе, который его заменяет.

Во время расчётов учитывается ряд факторов — осадка судна в грузу, его технические характеристики и возможности, тип груза, время суток при заходе/выходе из порта и т.д.

Что влияет на расчёт стоимости?

  1. Флаг судна. Суда под Украинским и Российским флагом проходят через Керченский канал самостоятельно, оплата судовладельцем Канального сбора осуществляется непосредственно администрации порта Керчь. Оплата вышеуказанного сбора для судов под иностранным флагом ОБЯЗАТЕЛЬНА и должна производиться через Агента.
  1. Технические характеристики судна. Ввиду его конструктивных особенностей может применяться ряд скидок и льготных тарифов (например, применение льготной ставки в портовых сборах при наличии подруливающего устройства и использовании его во время швартовых операций).
  1. Классификация груза. К судам с генеральным грузом применяется бóльшая ставка Агентского вознаграждения, чем к судам с навалочным грузом. А к наливным судам — меньше, чем с навалочным грузом. Также, возможны дополнительные расходы на страховку судна в случае, если груз, перевозимый судном, относится к «опасным» грузам согласно классификации IMO (International Maritime Organization — Международная морская организация).
  1. Предыдущий порт или порт назначения. К судам, заходящим последовательно в несколько портов Украины на протяжении одного рейса для выполнения погрузочно-разгрузочных операций применяется скидка с портовых сборов.
  1. Погодные условия. Во время зимней ледовой компании возможны дополнительные расходы за использование ледоколов и ледовой проводки.
  1. Время захода в порт. При заходе судна в порт в выходные, либо в ночное время применяются повышенные тарифы (сверхурочные), что влечёт увеличение портовых сборов.

Описание Бердянского порта

Введение

Бердянск — город Запорожской области Украины. Расположен на побережье Азовского моря. Своё начало город берет от возникшего в начале XIX века поселка Берды (по-тюркски — богатый) и морской пристани для торговых судов, заложенный в 1827 г. В настоящее время Бердянск — центр с развитым машиностроением, металлообработкой, предприятиями легкой и пищевой промышленности. Бердянск с конца XIX столетия известен также как грязевой и климатический курорт. Население города — 134 тыс. человек. Бердянский морской торговый порт является единственным морским транспортным узлом Запорожской области.

Специализация:

Сегодня через Бердянский порт идут в основном грузы на экспорт. Наибольший грузопоток составляют металлолом и металлоизделия (листовой металл, заготовка и т.д.). Значительное место занимает и перевалка глины, предназначенной для фарфорового производства, а также угля и зерновых.

Навигационная информация

Навигация в порту длится круглый год. Преобладают ветры северо-восточного направления. Дни с ветрами более 15м/с составляют 24% в год. Среднегодовая температура +10,7°С. Туманы наблюдаются в среднем 30-35 дней в году. Порт расположен в северо-восточной части Бердянского залива, состоит из внешнего рейда, подходного канала и гавани Бердянск. Гавань Бердянск, где расположены основные причальные сооружения (причалы №№ 1-6), защищена волноломом. Причалы №№ 7-9 не защищены. Гавань состоит из двух бассейнов — Западного и Восточного. Восточный бассейн с запада защищен молом, а с юго-запада — волноломом.

Подробнее

Контакты