Close

04.12.2017

Что необходимо знать экспортёру?

Перевозки, осуществляемые судоходными компаниями, по форме обслуживания грузоотправителей подразделяются на линейные и трамповые.

Линейные перевозки осуществляются между определенными портами, регулярные сроки захода судов в которые объявляются заблаговременно. К доставке принимаются сравнительно небольшие партии различных грузов от любого грузоотправителя с оплатой по объявленным тарифам, об изменении которых линейные компании сообщают обычно заранее. Колебания уровня тарифов происходят реже и они меньше по величине, чем уровень ставок в трамповых перевозках. Большинство линейных перевозок совершается при перевозке различных контейнерных грузов.

Трамповое судоходство базируется на доставке, как правило, однородных грузов. Сроки перевозки, порты погрузки и выгрузки, фрахтовые ставки определяются условиями чартеров. К этой сфере в основном относятся те перевозки, объемы которых от рейса к рейсу колеблются.

Конкретные потребности в морской перевозке грузов определяют рынки транспортных услуг флота. Характер спроса на них столь же многообразен, как и сами товары, районы плавания и т.д.

Поскольку линейные перевозки требуют определенных условий, и открытие линии необходимо согласовывать с Департаментом Морского и Речного Транспорта, остановимся только на трамповых.

Владельцы трамповых судов могут реализовать свои услуги на всех направлениях морской перевозки грузов, т.е. на всех рынках сбыта. Пользуются услугами таких судовладельцев не только грузоотправители и промышленные предприятия, но и линейные судоходные компании. К фрахтованию судов такие компании прибегают в тех случаях, когда ожидается превышение обычных потребностей в перевозках на линиях. Таким образом, трамповый флот является своего рода резервным для внутрипроизводственных и линейных перевозок.

Мировой фрахтовый рынок, как сфера обращения морских транспортных услуг, состоит из большого числа отдельных рынков, которые можно выделить по:

  • географическим районам
  • видам флота
  • тоннажным группам судов.

Так, большое судно не конкурент малому, которое может заходить в мелководные порты, танкер — рефрижераторному судну, балкеру и т.д.

Поэтому мировой фрахтовый рынок — это совокупность множества локальных фрахтовых рынков, часто практически независимых друг от друга.

Предоставляемые на фрахтовом рынке услуги судовладельца определяются видами фрахтования. Наиболее распространенным является рейсовое — обычно на условиях «судно свободно от расходов по погрузке и выгрузке» (ФИО) и на время одного рейса (трип-чартер). Используется также фрахтование на некоторый период, иногда значительный — тайм-чартер. На условиях бербоут-чартера фрахтователю предоставляется судно без экипажа, на условиях тайм-чартера или трип-чартера — судно и услуги экипажа по его технической и навигационной эксплуатации. На условиях рейсового чартера фрахтователю предоставляются еще и услуги судовладельца по коммерческой эксплуатации.

В Tаблице 1 знаком » X » отмечены виды предоставляемых судовладельцем услуг в зависимости от видов фрахтования.

В Tаблице 2 буква » F » означает фрахтователя, буква » S » — судовладельца, на которых в зависимости от вида фрахтования и условий чартера возлагаются расходы, заботы и риски, связанные с перевозкой грузов и производством продукции морского транспорта.

Рассмотрим составляющие цены на продукцию морского транспорта. Стоимость и продолжительность погрузочно-разгрузочных работ во многом обусловлены их организацией и технологией. Они часто различны не только по регионам, странам, портам, но даже по перегрузочным комплексам (причалам) одного порта. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ непосредственно входит в цену продукции морского транспорта, и эти расходы прямо или косвенно несет фрахтователь, когда они включены в ставку тарифа или фрахта.

Портовые и канальные сборы, включая оплату работы лоцманов, буксиров и другие расходы, связанные с заходом судна в порты, по своей величине часто различны не только по регионам, странам, но и портам одной страны. Фрахтователь несет их либо прямо (при тайм-чартерном фрахтовании), либо косвенно (при рейсовом фрахтовании), когда они включены в ставку фрахта.

Различие цен на погрузочно-разгрузочные работы и сборы в конкретных портах является одним из факторов, обуславливающих разнообразие ставок фрахта.

Абсолютная и относительная величина топливной составляющей в цене продукции морского транспорта зависит от протяженности перевозки, скорости судна и уровня рыночной цены на топливо. Эти расходы фрахтователь несет непосредственно (при тайм-чартерном фрахтовании) или косвенно (при рейсовом фрахтовании), когда они включены в ставку фрахта.

Цены на продукцию морского транспорта и на морскую перевозку являются индивидуальными, поскольку они связаны с конкретными доставками грузов. Поэтому, строго говоря, нельзя говорить о единичных рыночных мировых ценах морской перевозки и ставках фрахта без указания конкретного грузонаправления определенного локального фрахтового рынка.

Более того, в каждый данный момент ставки фрахта зависят еще и от количества перевозимого груза. В общем случае ставки фрахта за 1 т груза и арендные платы за 1 т дедвейта в месяц (тайм-чартер) различны для заметно отличающихся по грузоподъемности судов. Они уменьшаются с увеличением их размеров. Вместе с тем в разные периоды эта зависимость может существенно изменяться и даже полностью «сглаживаться».

Мировая рыночная цена использования судна определяется арендной ставкой тайм-чартера на рейс, на основных для данного фрахтового рынка судах с их определенными характеристиками, влияющими на рейсовые расходы, которые несет фрахтователь. Однако следует отметить, что в каждый конкретный период на данном фрахтовом рынке нет единой ставки аренды для судов, например одинакового дедвейта, если различны другие их характеристики. Так для судна с большим расходом топлива, чем у другого, при одинаковых остальных характеристиках арендная ставка тайм-чартера будет больше.

Таким образом, рыночный уровень ставок фрахта отражает общественно необходимые затраты (ОНЗ) на предоставление морских транспортных услуг, их качество и потребительские свойства, а также существующее соотношение спроса и предложения.

Особенность ОНЗ в судоходстве состоит в том, что, как и в других отраслях, с падением спроса на перевозки выводятся из эксплуатации судна с бóльшими затратами на единицу продукции. Кроме того, снижение ОНЗ на перевозки может достичь любое судно путём увеличения скорости. Именно это обуславливает зависимость эксплуатационной скорости судов от уровня ставок фрахта и цен на топливо на мировом рынке.

В заключение отметим, что каждая фрахтовая сделка индивидуальна, что ставки фрахта и аренды взаимосвязаны с другими условиями чартера. При этом некоторые из них не приводятся в публикациях о сделках (справочники, релизы и т. д.): например валюта платежа, ставка демереджа, вид чартера и т. д. Поэтому ставки фрахта (аренды) в таких сообщениях даже за короткие периоды, как правило, имеют определённый разброс. В этом и проявляется множественность рыночных цен использования судна, что, в свою очередь, ставит непростую задачу оценки уровня ставок фрахтовых рынков.

Жесткие условия сегодняшнего рынка требуют учета дополнительных параметров, которые зачастую определяют (даже при более высоких фрахтовых ставках) выбор перевозчика. Эти дополнительные качественные параметры помещаются в маркетинговые рекламные банки данных и международные сети научно-технической информации, доступные по телекоммуникационным каналам всем профессиональным пользователям. При этом исключается случайность попадания информации к непрофессионалам и праздно любопытствующим.

Перед выходом на фрахтовый рынок экспортер должен оценить все составляющие этого рынка, рассмотреть их влияние на предполагаемый процесс перевозки груза и выбрать оптимальный для себя вариант судна по тоннажу, возрасту, скорости и т. д. или же для выполнения вышеуказанной работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *